Слово про Перумова Часть I Итак, Перумов. Один из столпов российской фэнтези, последователь Д.Р.Р.Толкиена, автор множества книг, написанных в этом жанре. Сказано о нем уже много, очень много. Часто летят в его адрес нелестные оценки, и, разумеется, существует мнение, что "Перумов - круче Толкина, серьезно пишет". На эту тему, как и на многие предыдущие, я вряд ли напишу что-то невероятно новое. Но я попытаюсь, во всяком случае. Да, кстати - здесь я затрону только книги самого Н.Перумова, а не написанные в соавторстве. Первым моим шагом в сторону Перумовских книг стало прочтение "Алмазный меч, деревянный меч". Впечатление было весьма двояким...Ничего подобного раньше мне читать не доводилось - по крайней мере из фэнтезийных анналов.Потряс размах. Удивила манера создания сюжетной линии, или как там это называется. Порадовал хитро закрученный сюжет, загадочный финал,обилие совершенно потрясных монстров, магии, артефактов, героев..Что б там не говорили злопыхатели товарища Перумова, написаны некоторые книги завлекательно. Они читаются - на одном дыхании, залпом. В них есть то, что я, да и, думаю, большинство читающего человечества в чтиве желает - захватывающее повествование, неуловимое ощущение близости тебе описанного мира, подвиги, какое-никакое благородство, сила.. Когда я хочу просто почитать, и отдохнуть - я читаю именно Перумова. Заметьте, я не имею в виду, что отдыхая, я полностью отключаю мозги, и чтоб занять чем-то время валяния на диване, читаю все подряд. Это не так. В общем, если говорить в целом - это не оконательно плохие книги. Читать - можно. Но если бы все было так ажурно, я бы, конечно, не засела за клаву, творя данный опус. В конце-концов, впервые меня привлекло в Перумове именно его гордое звание "продолжателя Толкиена". Ну ни фига ж себе! Такой титул надо еще заслужить. "Кольцо Тьмы" я за продолжение Властелина не то что не считаю...Рядом не стояло. Хотя "Эльфийский Клинок" и первая половина "Копья Тьмы" очень недурственны, все убивает вторая половина и "Адамант Хенны". "АХ" не просто невнятный и смутный - он еще и странный в негативнейшем смысле. Средиземье отваливает на третий план, торжествует меч и магия,налицо боевые хоббиты-экстрасенсы, гномы-полумайяр, и,конечно, Величайший, многомудрый Орлангур. Хоббитов-сенсов и гномов можно принять, пусть будут. А вот откуда выполз Орлангур, остается загадкой...Остается, естественно, на совести товарища Перумова. Лично мне не понравилось разгромление Серых Гаваней, убиение Сирдана Корабела, и прочие меры подготовки для перековки Средиземья в стандартный фэнтезийный мир. Не понравились повадки средиземцев - если уж это продолжение Толкиена, так что за?..Наглые арнорско-гондорские морды, хоббит-берсерк, увешанный фиалами и амулетами, пьяные матерящиеся гномы, забитый майя Радагаст, вконец оборзевший от вседозволенности Олорин с растроением личности - и ЭТО Средиземье? Ой ли.. В первых двух книгах трилогии чувствовалось, что человек за Средиземье болеет, и в уста Олмера вкладывает свои мысли и чувства. С точки зрения "Эльфы - гады" все правильно. Но у Толкиена эльфы - не гады. Даже у Ниэнн'ах они не все гады. Дальнейшие адаманты, Весы Равновесия, Черные Гномы (если они - не Аулехини, то чьи тогда?)и дракон Орлангур вызывают зубовный скрежет. В общем, это что угодно - но не продолжение ВК. Но...Книги от этого сами по себе не теряют. Потому что "Кольцо Тьмы" есть лишь предисловие ко всем дальнейшим книгам маэстро Перумова. Хоббит Фолко нарекает новый мир Хьервардом. За "Кольцом Тьмы" следуют "Хроники Хьерварда", 3 книги, написанные весьма интересно, да что там - классные книги. "Гибель Богов" вообще улетная вещь, и по масштабам, и по витиеватости сюжета, и по смыслу, и по идее.. Даже характеры персонажей выглядят кое-где правдоподобно. Местами удается даже узреть то, в чем Перумова обвиняют и за что на него молятся - двойственность всех явлений (типа, нет ничего абсолютного, любое зло где-то обращается добром, и любое добро где-то причиняет зло). Красочно, четко описана магия, множество маг.существ тоже вызывают симпатию. Читаю с немалым удовольствием по сей день, несмотря на то, что опишу чуть ниже. "Воин Великой Тьмы" - тоже отличная книга. Она даже, можно сказать, имеет начало и конец, что приятно. История напоминает мне некоторые подобные фэнтезийные книги, в коих описываются похождения главного героя, чьего-нибудь Избранника. Частично напоминает книги из Саги о Конане, не рассказики Спрег де Кампа и Говарда, а дописанные, полномаштабные книги. Про варвара, Избранника всех мыслимых богов и заслуженного мочителя нечисти. Читать - вполне себе интересно. Классный сюжет, и при чтении появляется впечатление, что есть еще что-то важное, в книге прямым текстом не сказанное, но ощутимое. И ты сидишь, хлопая ушами, подозрительно перебирая в памяти прочитанное, и мучительно думаешь. То же можно сказать и про "Земля без радости". Я читала их по нескольку раз,и, вероятно, стану читать еще, несмотря на то, о чем я напишу ниже.. Про цикл "Хранитель Мечей" надо, ессно, сказать подробнее. Это тот, где про Фесса-некромансера. Там, увы, есть к чему приложится, и я прикладываюсь всякий раз, когда выпадает случай. Опять же, лучшая часть эпопеи, ИМХО - "Рождение Мага". В ней жизнеописание Фесса выглядит более-менее правдоподобно, и из-под натянутого образа страдальца-чародея еще не торчат длинные Геральтовы уши. Да и история развивается так, как и положено хорошей добротной фэнтезийной истории - то есть бурно, впечатляюще и круто вихляя на поворотах. Но во вторую часть, именуемую "Странствия Мага", медленно начинает вползать лажа. Занимается самокопанием Фесс, из западного угла гавкает Западная Тьма, которая и не Тьма вовсе, а так - притемненная Сущность. В райском уголке Упорядоченого - Эвиале процветает Инквизиция, в мир лезет Спаситель, которого отовсюду гонят с ужасом, а Перумов тем временем густо сеет на страницах намеки на великие тайны, которые, понятное дело, будут раскрыты в последующих творениях. Вначале Фессом можно в некотором роде восхищатся и сочувствовать ему, как равному - нормальному парню, случайно ставшему игрушкой Высших Сил. На странице эдак 200 вползает крамольная мысль, а чего ж ему, Фессу, так не везет. Ладно б ему просто не везло..Так он, как классик, каженный раз наступает на одни и те же грабли - и смачно получает по лбу. Нет, мне частично жалко Фесса, понятное дело, и я не могу его судить, потому что мне его путем ходить не доводилось..Но зачем было доводить до такого маразма? И куда смотрят Орлангур и брат его Демогоргон, заведующие Равновесием в пределах Упорядоченного? Или то, что вытворяют с Эвиалом и с Фессом лично, брательников-драконов не колышет, и злонамеренным нарушением Равновесия не считается?? Если бы история Хранителя Мечей подразумевала,что, мол, вот - мужик прошел через все трудности пути, и добился цели - тогда понятно. По такой схеме не пишут только ленивые, да и ленивые тоже пишут. С вариациями, переменой мест слагаемых..Но принцип не меняется. Если бы "Хранитель Мечей" был драмой с жалостным концом - тоже понятно. Но "Хранитель" - это вам не какой-нить Ги де Мопассан..:) И однозначно не драма... |